Обошлось

Стэн Фокс. «Индианаполис Мотор Спидвей», США, 1995 г.

Шокирующие кадры аварии Стэна Фокса на Инди-500 1995-го года обошли весь мир. Все началось с того, что уже немолодой 42-х летний американец, который делал свою карьеру в гонках миджетов, в очередной, уже 10-й раз, заявился на главное спортивное событие нового света и даже вполне себе неплохо квалифицировался – на четвертом ряду. В первом повороте гонки в плотной борьбе, пытаясь скорректировать попавшую на внутреннюю бровку машину, Стэн дернул рулем, и неуправляемая Lola, прихватив с собой машину Эдди Чивера-младшего, пушечным выстрелом полетела в бетонную стену под прямым углом. Удар был такой силы, что с прочного болида с корнем вырвало всю переднюю часть, обнажив ноги гонщика.

«От того, что только что произошло, я был в бешенстве и выскочил из своей машины с желанием навалять тому парню. Но только я добрался до Стэна и увидел его, меня словно током ударило – рассказывал потом Чивер. – В конечном счете, я рад, что моя машина хоть немного смягчил удар». Эдди остался на месте аварии и даже помогал маршалам и врачам вытащить Стэна из искореженного монокока.

Пять долгих дней Стэн Фокс пробыл в коме, пока врачи боролись за его жизнь. Ноги Фокса, что удивительно, пострадали не сильно, но гонщик ударился головой о заграждение, что привело к кровоизлиянию в мозг и последующей нелегкой операции.

Длительный период реабилитации Фокса, тем не менее, закончился благополучно. «Я был словно 4-х летний ребенок, мне всему надо было учиться заново» – рассказывал позже Стэнли в интервью. Несмотря на полное восстановление, Фокс больше не вернулся в гонки, однако основал организацию, которая поддерживала людей с травмами головы.

По злой иронии судьбы, Стэну не суждено было дожить до старости: 18 декабря 2000-го года он погиб в ДТП на обыкновенном автомобиле в Новой Зеландии, куда прилетел погостить у друзей. Ему было 48 лет.

 

Найджел Корнер. Фестиваль скорости в Гудвуде, Великобритания, 2000 г.

Имя Найджела Корнера вряд ли всплывет у вас в памяти, даже если напрячься. Сын хорошо известного в узких кругах гонщика-любителя Нила Корнера, участвовавшего в 60-х – 70-х годах в гонках исторических автомобилей, пошел по стопам отца. Деваться было некуда: Нил собрал хорошую коллекцию ретро-машин,  в числе которых были довоенные 12-ти цилиндровый Auto Union и Mercedes W154, что не могло не разжечь огонь в мальчишке.

Корнер-младший даже попытал свое счастье и в профессиональных гонках, более того, выиграл суточные гонки в своем классе на трассах в Спа и Нюрбурге в начале 90-х за рулем BMW M3. Но обладая замечательной коллекцией автомобилей, доставшейся от отца, Найджел нередко стал принимать участие в исторических заездах.

Вот и в сентябре 2000-го года он стартовал в Гудвуде за рулем Ferrari 246, на котором в свое время Фил Хилл взял большой приз Италии 1960-го года. Только гонка не задалась с самого начала: один из соперников поддел заднее колесо Ferrari незадачливого Корнера, машина опрокинулась, сделала «бочку» и, встав на дыбы, заскакала по обочине.  На счастье Корнера, где-то между этими кульбитами он, непристегнутый, катапультировался из машины под действием сил инерции и приземлился у тюков с соломой. Повезло, что траектории полетов гонщика и его автомобиля не пересеклись, так что разбитая Ferrari замерла рядом с Найджелом.

«Эти старые Феррари очень крепкие, но будь я пристегнут, я бы [из-за отсутствия дуги безопасности] сейчас был бы мертв — так прокомментировал итоги аварии сломавший 12 ребер, плечо, предплечье и колено Корнер, которому сломанные ребра, вдобавок, проткнули оба легких. – Врачи сказали мне не водить автомобиль и летать в течение трех месяцев, но я вернусь»

И Найджел сдержал свое слово, восстановил эту Ferrari, и уже на следующий год вновь вышел на старт исторических гонок.

Нельсон Пике. «Индианаполис Мотор Спидвей», США, 1992 г.

Вовремя закончив свою успешную карьеру в Формуле-1, трехкратный чемпион мира не собирался завязывать с гонками в целом. Нельсон договорился с Джоном Менардом на единоразовое выступление в Инди-500 1992-го года. Индикар к началу девяностых только набирал вес, и гонщики уровня Пике (позже Сенна и Мэнселл) рассматривали эту серию полноценной альтернативой Формуле-1, не говоря о том, что и местных героев хватало за глаза. Рос бюджет команд, рос уровень участников, росли скорости машин. Лишь уровень безопасности, к сожалению, не поспевал за этим темпом.

Уже в первой тренировке перед Инди-500 был побит рекорд средней скорости на треке, а на третий день лидеры уже с запасом выходили из 230 м/ч (368 км/ч) на круге. В пятый день тренировок в неприятную аварию попал ветеран Рик Мирс, получив травмы запястья и трещину в стопе. Которые, впрочем, не помешали ему неплохо квалифицироваться и выйти на старт гонки.

Сутки спустя в свою знаменитую, если так можно выразиться, аварию угодил и Нельсон Пике. Бразилец неплохо адаптировался к новому для себя типу трасс, постепенно наращивал скорость и не смотрелся мальчиком для битья. Однако темпераментного южноамериканца раздражали постоянные желтые флаги, которые в американских гонках вывешиваются при малейшей опасности на трассе. Вот и на этот раз из-за небольшого металлического обломка над трассой появились очередные желтые флаги. Пике, который в этот момент мчал от третьего к четвертому повороту на скорости около 380 км/ч, решил резко свернуть на пит-лейн, не теряя времени на еще один медленный круг. Его Lola сорвало с траектории, развернуло и на полной скорости впечатало в бетонный отбойник носом вперед под прямым углом.

Все это очень напомнило фатальную аварию Гордона Смайли десятью годами ранее, но Пике повезло – он «отделался» переломами стоп и лодыжки, хотя первые часы после аварии над Индианаполисом упорно циркулировали слухи о том, что Нельсону пришлось ампутировать ногу.

Увы, даже эта авария Нельсона Пике не стала самой серьезной: восемь дней спустя разбился молодой Джови Марсело. Его авария визуально казалась менее серьезной, но филиппинец получил перелом основания черепа. Уже изобретенная, но еще не внедренная в автоспорт система защиты головы HANS наверняка уберегла бы Джови.

Что касается Нельсона Пике, то он полностью восстановился и годом спустя вновь попробовал покорить Индианаполис, но не добрался до финиша гонки.

Билл Кэссиди. «Арден-Даунс», США, 1936 г.

Фотография, сделанная на соревнованиях в Вашингтоне 12-го июля 1936-го года, частенько мелькает в различных подборках исторических событий на развлекательных сайтах и уже в свое время – все в том же 1936-м году – была выбрана прессой как одна из самых необычных фотографий года.

Билл Кэссиди, по прозвищу «Дикий Билл» не поделил дорогу с автомобилем соперника, машина перевернулась, после чего Кэссиди отправился в свой впечатляющий полет. Билл, как сообщали газеты того времени, серьезно пострадал, но пережил аварию на трассе «Арден-Даунс».

Но удивительно в этой аварии еще и другое: момент, произошедший за доли секунды, успели запечатлеть сразу два фотографа!

Жаки Икс и Джеки Оливер. «Харама», Испания, 1970.

ГП Испании, 1970-го года, входивший в зачет чемпионата мира Формулы-1, запомнился тремя вещами: скандалом команд с организаторами гран-при, ограничивших число гонщиков на стартовой решетке до смехотворных 16-ти человек из-за скудности призового фонда; первым финишем в топ-3 легендарного Марио Андретти и ужасной аварией на первом круге гонки.

На BRM Джеки Оливера внезапно сломалась полуось перед 10-м поворотом трассы, британец потерял управление, вылетел с трассы и, пропахав по траве, боком врезался в заднюю часть впередиидущей Ferrari Жаки Икса.  От удара взорвались топливные баки сразу на обеих машинах, которые тут же скрылись в огненном столбе пламени.

Оливер мгновенно покинул свой BRM, тогда как Иксу понадобилось чуть больше времени время, из-за чего его комбинезон успел загореться. Полыхающий бельгиец резво пересек трассу и упал на землю, где с помощью тряпок и огнетушителей с него сбили пламя подоспевшие маршалы. Жаки получил ожоги рук и всего того, что находится ниже спины, но смог восстановиться уже к следующему этапу чемпионата.

Оливер же в это время со всех ног мчался в гаражи своей команды, дабы предупредить о возможной поломке и на машине своего напарника Педро Родригеса. Того незамедлительно позвали на пит-лейн и сняли с гонки.

Гонки, которая и не думала останавливаться, пока маршалы на трассе тушили, а вернее пытались тушить догорающие остова машин водой, что только усиливало горение. Да и огнетушители были не слишком эффективны. К тому моменту, когда к месту аварии подоспела пожарная машина,  горящая Ferrari Икса пересекла расположенную под уклон трассу и замерла почти на том же самом месте, где горел ее наездник, оставшись вдали от спасательной техники. Маршалам только и оставалось, как в бессилии наблюдать за догорающим болидом.

Пилоты, меж тем, наматывали круги по трассе, стараясь не поскользнуться на растекшейся пене и воде. И не у всех это получалось, в том числе и у лидировавшего всю дорогу Джеки Стюарта. Тем не менее, все обошлось  без аварий.

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.