Как обманывают в автошколах

Статья о том, как могут обмануть в автошколе и при обучении на водителя: схемы мошенничества, как выбрать хорошую автошколу. В конце статьи — видео о типичных схемах «развода» в автошколах.

Содержание статьи:

    Обучение или консультация
    «Подводные камни» договора
    Длительность теоретических и практических занятий
    Неэффективное обучение
    Внутренний экзамен — несите ваши денежки!
    Бумага нынче дорогая
    Как определить «качество» автошколы
    Как выбрать автошколу
    Если все-таки угодили в западню
    Видео о типичных схемах «развода» в автошколах

Прошли времена, когда на средний российский город была всего пара-тройка автошкол. Сейчас предложений для желающих научиться водить автомобиль столько, что порой новички просто теряются в шквале рекламных объявлений.

Жёсткая конкуренция заставляет максимально выжимать выгоду из каждого клиента, и зачастую в ход идут банальный обман и нечестные уловки. Как не попасться на удочку? Давайте разбираться.

Обучение или консультация

С августа 2014 года в России приняты новые программы, согласно которым может производиться обучение вождению — ускоренный курс обучение и обучение вождению экстерном теперь запрещены законом.

Но взамен этого на сцену вышли организации, имеющие право оказывать своим клиентам консультационные услуги. К проведению обучения такие услуги имеют весьма опосредованное отношение. Главное — у них нет полномочий выдавать свидетельство об окончании автошколы. Если же у вас не будет на руках такого свидетельства, вас не допустят к сдаче экзамена в ГИБДД.
Естественно, никакая консультационная фирма прямо не скажет клиенту о том, что она всего лишь «консультирует». Необходимо очень внимательно читать договор — в разделе «Предмет договора» должно быть прямо и однозначно указано — «обучение вождению автомобиля», а никак не «оказание консультационных услуг».

«Подводные камни» договора

Отдельная тема для обсуждения – договор, который клиент заключает с автошколой. Читать его нужно очень и очень внимательно, поскольку за обилием сложных формулировок зачастую ушлые юристы скрывают основную идею, которая по-простому звучит следующим образом — «Вы платите нам деньги, а мы ни за что ответственности не несём».

В тексте договора должен присутствовать перечень лекций, которые должны быть прочитаны в рамках обучения, указано, сколько часов занятий должно быть проведено, описана схема и продолжительность практических занятий.

Расходы на ГСМ, необходимые для практики, должны быть также изначально включены в договор. Одним из излюбленных приёмов недобросовестных школ является преподнесений ученику «сюрприза» в виде необходимости дополнительно оплачивать горюче-смазочные материалы для учебного автомобиля. Если эта сумма изначально не определена в договоре, она может в дальнейшем вырасти просто-таки до сказочных размеров.

Длительность теоретических и практических занятий

Подписывая договор, следует знать, что по нормам, принятым в России, теория в автошколе должна читаться в течение 65 занятий по 2 часа каждое. Практика предполагает 28 занятий по 2 часа. Для того, чтобы обмануть своих клиентов, недобросовестные автошколы могут пытаться разными способами манипулировать с продолжительностью и количеством занятий:

    указывают в договоре количество теоретических занятий меньше 65;
    оговаривают 65 теоретических занятий, не уточняя, что каждое занятие должно длиться 2 часа;
    оговаривают в договоре меньшее количество теоретических занятий, а за остальные пытаются взять деньги, как за «факультатив» (между тем, такие курсы, как основы оказания первой медицинской помощи и основы психологической подготовки – важная обязательная составная часть курса, без которого обойтись нельзя);
    сокращают длительность практического занятия с двух часов до одного;
    прописывают в договоре меньше положенных 28 практических занятий.

Неэффективное обучение

Эта схема обмана требует отработанной специфичной манеры преподавания. Ученика специально «учат» так, чтобы он к окончанию курса не был в состоянии сдать внутренний экзамен. В этой ситуации, как правило, инструктор будет настойчиво предлагать дополнительные занятия, естественно, за дополнительную же плату.

Вскрыть данную схему обмана довольно сложно, поскольку требуется выяснить — то ли конкретный инструктор плох, то ли действительно речь идёт о схеме обмана. Хорошо, если смена инструктора на раннем этапе обучения решает проблему. Но зачастую обучающиеся приходят к финишу курса с плачевным результатом и необходимостью что-то решать, когда, по чести говоря, решать уже поздно.

Занятия, которых нет и не будет

Некоторые инструкторы автошкол могут просить своих учеников авансом расписаться в ведомости о большем объёме часов занятий, чем фактически было предложено ученику. Как правило, аргументы следуют в том ключе, что «провести предусмотренные регламентом часы до экзамена всё равно не успеть, в этом случае ученику нужно будет подождать пару месяцев и сдавать экзамен с последующей группой».

Если зашла об этом речь, не нужно поддаваться и подписывать несуществующие занятия — по закону, ученик должен проездить за рулём минимум 28 уроков — 56 часов. Если расписание занятий этого не позволяет, это означает только одно — автошкола неверно сформировала расписание теоретических и практических занятий и должна его откорректировать.

Внутренний экзамен — несите ваши денежки!

Соблазн сделать выпускной экзамен в автошколе источником дополнительного получения денег в недобросовестной автошколе очень велик, поэтому эта схема используется часто.

Мотивация нечистых на руку инструкторов и руководства понятна — ученик оплатил большую часть суммы, обучение необходимо завершить, а без результатов выпускного экзамена автошколы к экзаменам ГИБДД не допускают. Поэтому пересдача следует одна за другой, ученикам предлагают за отдельную плату взять дополнительные часы уроков вождения, чтобы наверняка не провалиться на экзамене в ГИБДД.

Вроде бы, аргументация благая — автошкола стремится помочь ученикам сдать экзамены. Но в целом такая ситуация очень хорошо подпадает под действия закона о навязываемых услугах.

Ещё одним интересным моментом является предложение о платных дополнительных занятиях после того, как внутренний экзамен сдан, а экзамен в ГИБДД еще предстоит. Выходит, автошкола на самом деле даже после внутреннего экзамена не считает, что ученик готов к испытаниям в ГИБДД? По меньшей мере, странно.
Ещё одна ситуация из разряда «классики» — уже не денежный развод, но ситуация, в полной мере иллюстрирующая отношение автошколы к своим ученикам — в ГИБДД приходится самостоятельно бегать и искать группу, в которой можно сдать экзамен на права.

Если школа уважает себя и своих учащихся, все необходимые документы будут оформлены в школе, и вся организация экзамена в ГИБДД также выполняется школой. Преподаватель автошколы должен объявить учащимся, в какой день они идут в автоинспекцию и сопроводить их на экзамен.

Бумага нынче дорогая

Зачастую дополнительные средства автошкола зарабатывает на так называемом «оформлении документов в ГИБДД». Дополнительная плата за эту услугу имеет отнюдь не маленький ценник – две-три тысячи рублей. Но если разобраться, какие документы требует ГИБДД, тут же возникают вопросы — откуда такие цены?

Главный документ, который выдаёт автошкола – свидетельство, подтверждающее, что ученик завершил полноценное обучение. Согласно закону об образовании, в России такие документы выдаются бесплатно. Бланк, на котором пишется заявление в ГИБДД и экзаменационный лист выдаются в ГИБДД, и тоже бесплатно.

Что ещё? Медсправка водителя, паспорт и копии этих документов, которые можно за копейки сделать в любом почтовом отделении, и квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.

Как определить «качество» автошколы

Зачастую ученики узнают о недобросовестности автошколы уже тогда, когда делать что-то поздно — деньги в большей своей части уже перекочевали из кармана ученика насчёт автошколы, потрачена масса времени, и начинать всё с начала крайне нежелательно. Как заранее понять, что именно с этой автошколой связываться не стоит?

«Волшебные» скидки

Обучение вождению никогда не было дешёвым удовольствием. Поэтому, если автошкола предлагает баснословные скидки до 95%, есть повод задуматься и насторожиться. Хорошая автошкола – это:

    опытные инструкторы, которым нужно платить;
    лицензия на свою деятельность, которая тоже не выдаётся бесплатно;
    аренда или содержание собственных учебных классов;
    обслуживание парка учебных автомобилей.

Всё это стоит денег, и немалых. И деньги эти нужно где-то брать. Если же теоретические занятия стоят всего 800 рублей… известно, где можно найти бесплатный сыр. Для легковерных клиентов подобная автошкола незамедлительно после подписания договора предложит «дополнительные услуги»:

    300 рублей за час практических занятий (а в случае автомобиля с АКПП – все 400) – топливный сбор;
    800 рублей и выше – сумма за дидактический материал для теоретических занятий;
    1500 рублей – медсправка в ГИБДД;
    9000 рублей – присутствие инструктора школы на испытаниях в ГИБДД.

Если подсчитать общую сумму, обучение «со скидкой» обойдётся дороже, чем обучение в автошколе, где вся сумма изначально заложена в договор, а скидки отсутствуют. Прекрасная иллюстрация поговорки «скупой платит дважды».

Все эти услуги позиционируются как «дополнительные», но вот интересный нюанс — в договоре на оказание услуг, как правило, обязательно найдётся пункт, согласно которому при отказе об оплате этих услуг автошкола не обязана доводить обучение учащегося до конца.

Обучение экстерном

Повторимся — согласно положению 2014 года об обучении автовождению, экстернат и ускоренное обучение в этой области недопустимо. Поэтому, если автошкола предлагает сокращённые теоретические курсы, это попросту незаконно. Сокращённая теория, а тем более практика приведут к тому, что экзамен в ГИБДД можно и не сдать.

Заочная теория

Автошкола, в которой нет классов для занятий теорией – это что угодно, но не автошкола. По российским правилам, водитель должен знать устройство автомобиля глубже, чем это принято, к примеру, в той же Америке. Начинающему водителю США при сдаче экзамена достаточно продемонстрировать знание правил, а также уметь выполнить езду по прямой, движение задним ходом и парковку.

И это понятно — уровень автосервиса в США и в России отличается кардинально. У нас традиционно водители должны глубоко разбираться в устройстве автомобиля, и до тех пор, пока наш автосервис развит не настолько, как в США или Европе, ситуация вряд ли изменится.

Поэтому если в автошколе предлагают, что изучение теории может проходить у учащихся в самостоятельном режиме, стоит насторожиться и поискать для себя другую автошколу, с нормальными классами.

Как выбрать автошколу

Прежде всего, стоит проанализировать отзывы бывших учеников. В интернете такие отзывы более объективные на форумах автолюбителей, а не на сайтах самих автошкол, поскольку администраторы сайтов, само-собой, удаляют отрицательные отзывы о своём учебном заведении.

Естественно, недавно открывшиеся автошколы не могу вызывать большого доверия – у них ещё нет накопленных отзывов, и здесь легко нарваться на обманщиков.

Подобрав несколько подходящих, на ваш взгляд, автошкол, нужно уточнить, присутствуют ли они в перечне аккредитации на сайте ГИБДД. Проанализируйте, не окажется ли лицензия автошколы просрочена на тот момент, когда вы будете заканчивать обучение, поскольку в этом случае к экзаменам в ГИБДД могут попросту не допустить.

Уточните, насколько легко в автошколе при необходимости поменять инструктора. Если сделать это сложно, лучше подыскать автошколу с большой сетью филиалов и большим количеством инструкторов.
Автошкола должна иметь собственную оборудованную площадку с эстакадой для занятий. В ГИБДД экзамен в обязательном порядке включает в себя испытание на эстакаде, и если у ученика не было возможности «откатать» элемент вождения, со сдачей будут проблемы.

Хорошая автошкола не поскупится на то, чтобы предоставить ученику возможность посетить пробное занятие. Только после того, как вы убедитесь, что вам всё подходит, есть смысл подписать договор и оплатить услуги.

Если всё-таки угодили в западню

Если всё-таки вы попали в «нехорошую» автошколу с мошенниками, не стоит стесняться написать жалобу в органы ГИБДД, которые выдали этой автошколе лицензию, а также в другие контролирующие организации типа прокуратуры.

Но это – уже крайняя ситуация. Зачастую большинство вопросов можно решить безболезненно, проведя беседу с руководством автошколы и продемонстрировав свою твёрдую позицию.

Если учащийся учится добросовестно и ответственно, «завалить» его на экзамене не так-то просто, поэтому следует определиться — учиться с полной отдачей, или же «молчать в тряпочку» и соглашаться со всеми требованиями недобросовестных учителей.

Заключение

Выбор учебного заведения – очень важный момент, поэтому на предварительном изучении рынка образовательных услуг в области автовождения не стоит экономить. Гораздо легче потратить изначально время и усилия на подбор автошколы, чем потом расхлёбывать нежелательные последствия и становиться жертвой мошенников.

Если же подойти к вопросу выбора аккуратно и ответственно, эффективность обучения будет зависеть исключительно от желания ученика получить знания и опыт.

Видео о типичных схемах «развода» в автошколах:

Источник: fastmb.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.