Экклстоун часто проталкивал в «Формуле-1» безумные идеи. От них отбивались с трудом

Он создал современный чемпионат и чуть его не уничтожил.

Берни Экклстоун широко известен как бывший супремо «Формулы-1» – в 80-х он продвинул идею создания менеджерской компании чемпионата, продававшей трансляции и рекламу, и рулил ею почти 40 лет — до прихода к власти Liberty Media в 2017-м. Фактически маленький англичанин создал лучший гоночный чемпионат на планете таким, как мы его знаем: именно коммерческий и политический гений Берни позволил ему выжимать прибыли и удерживать в узде команды.

Тем не менее, не все идеи Экклстоуна за 40 лет были удачными. И здесь собраны его самые дикие предложения — какие-то воплотились в жизнь, а какие-то так и остались лишь мечтами.

Три машины от одной команды

Когда «Формула-1» столкнулась с уходом «Ягуара» и «Косоуорта» и финансовыми проблемами «Джордана» с «Минарди» в 2004-м, на стартовой решетке могло оказаться слишком мало болидов. Тогда британец впервые предложил всем выставлять по три машины — от аутсайдеров до фаворитов. Идею не приняли, но десять лет спустя ситуация повторилась: аутсайдеры в лице «Катерхэма» и «Маруси» вновь оказались на грани исчезновения, и команды снова начали обсуждать идею трех машин. Обе маленькие команды в итоге обанкротились и пропали со стартовой решетки, но другие пока так не выставили по третьему болиду.

Тем не менее, Берни протолкнул такую возможность в нынешний Договор согласия: если количество участников падает ниже числа «18», все команды обязуются выставить третью машину. Изменить данное положение можно будет только по истечению действующего контракта в 2021-м.

Женская «Формула-1»

20 лет назад Экклстоун положительно высказался о возможном основании гоночного чемпионата для женщин под эгидой Гран-при. «Было бы здорово дать им шанс», – высказывался англичанин в поддержку пилотесс, но за последующие два десятилетия лишь Сьюзи Вольфф показала приемлемый потенциал для гонок Гран-при. Дальше разговоров дело не пошло.

The moment @JamieChadwick55 crossed the line in Hockenheim 🏁

Our first race winner had the perfect weekend, topping every session 🙌#WRace1 #RethinkRacing pic.twitter.com/qwa7dvzoNB

— W Series (@WSeriesRacing) 4 мая 2019 г.

Однако в 2019-м идея обрела внезапную реализацию в качестве гонок поддержки для ДТМ! Чисто женская W Series стартовала 4 мая с гонки на «Хоккенхаймринге» на машинах класса «Формулы-3» – до уровня Гран-при пока далеко, но первый шаг уже сделан.

Очки за практики

Пятница часто выходит самым скучным днем за весь гоночный уик-энд: пилоты могут не выехать вообще, сдерживать скорость или прервать заезд на середине, и зрителям редко удается увидеть хоть что-то интересное на треке. «Так дело не пойдет», – решил Берни в 2014-м и попробовал добавить экшна новой безумной идеей.

Экклстоун предложил усилить конкуренцию по пятницам, заставить команды соревноваться и возбудить интерес публики присуждением зачетного балла обладателю быстрейшего круга каждой из пятничных практик. Идея предсказуемо не нашла поддержки среди всех команд и была решительно отклонена.

Двойные очки в трех последних гонках чемпионата

Многие фанаты до сих пор помнят кошмарный финал сезона 2014 года в Абу-Даби — местному Гран-при выпала часть обкатать идею Берни по присуждению двойных очков по результатам финального заезда. Причем гонку в «Яс-Марине» хотели сделать пилотной, а после расширить зону выдачи увеличенного количества зачетных баллов на три последних этапа следующего сезона.

В итоге результат и отзывы болельщиков от Гран-при Абу-Даби не убедили в необходимости дальнейшего внедрения новой системы, да и команды просто восстали против планов Берни. Их аргумент состоял в неизбежном росте расходов: из-за большего доступного объема очков дорогостоящее техническое развитие шло бы до последнего заезда и раздуло бы и без того гигантские бюджеты.

Гонщики тоже раскритиковали идею. «Гол, забитый на последних минутах, не засчитывается дважды», – выразил всю абсурдность системы двойных очков Себастьян Феттель.

Квалификационная жеребьевка

Многие фанаты сейчас жалуются на предсказуемость субботних сессий «Формулы-1», но они явно не помнят скуку от результатов отборочных заездов из начала 2000-х. Доминирование «Феррари» так всех достало, что формат квалификации менялся несколько раз — пока Берни не высказал идею самого безумного варианта в истории гонок.

По его планам, гонщикам из топ-10 присуждались бы очки в соответствии с их положением в общем зачете, а затем поул бы разыгрывался среди них в случайном порядке. Переложение напоминало современный драфт в НХЛ: заработанные очки влияли бы на шансы стартовать первым, и у десятого в общем зачете вероятность получить поул была намного выше, чем у лидера чемпионата.

«У нас была бы разная стартовая решетка на каждый Гран-при, и вероятность завоевать поул была бы у каждого из десятки сильнейших», – защищал идею Берни, но в результате ее не приняли. Зато в 2006-м разработали нынешний формат с тремя сегментами — по общему мнению самый удачный в истории.

Дополнительный пит-стоп для победителя

На самом деле Экклстоун радовал (или огорчал) любителей «Формулы-1» классными предложениями не только в XXI веке — поток безумных идей открылся еще в 80-е. Тогда Берни собрался прервать доминирование «Макларенов» добавлением обязательного пит-стопа для каждого победителя Гран-при.

План казался просто безжалостным: выигравшего одну гонку обязывали пойти на дополнительную остановку в боксах на каждом последующем заезде (суммарно гонщику нельзя было добавить больше трех лишних заездов на пит-лейн). Причем в те времена пит-стопы сильно отличались от нынешних: обслуживание машины занимало около 20 секунд, и предложение Берни по сути прибавило бы по минуте ко времени лучших гонщиков. Смотреть гонки точно стало бы веселее, но команды восстали против инициативы британца.

Разрешение срезок трассы

Обгоны давно считаются проблемой в «Формуле-1»: сейчас их решают за счет системы DRS и попытками оптимизации правил для уменьшения вредного эффекта «грязного воздуха», но в эру Экклстоуна предложения были намного проще. Например, разрешить гонщикам сокращать дистанцию!

Берни хотел выдать участникам права на ограниченное число срезок поворотов для обгона соперников, но идея встретила ожесточенное сопротивление среди команд. В итоге стороны сошлись на компромиссной системе DRS.

Гонщики снова критикуют систему DRS. Но она — лучшее, что есть у «Формулы-1» для обгонов

Искусственное увлажнение треков

Фанаты любят дождевые гонки, поскольку перемены погоды вносят дополнительную драму в происходящее и могут привести к неожиданным последствиям и результатам. И в начале 2010-х Берни решил, что нет смысла ждать осадков, если можно создать их самостоятельно!

В результате Экклстоун предложил оборудовать все треки системой искусственного орошения асфальта и включать ее во время гонки в соответствии с планом или после предварительного предупреждения команд. Идея не пошла в серию, но англичанин добавил такую возможность на собственный автодром «Поль-Рикар» в Ле-Кастелле — возможно, к инициативе непотопляемого супремо еще вернутся.

Медальная система

Для придания большей интриги чемпионату правила начисления очков менялись много раз за всю историю «Формулы-1». Но ни одна революция не могла посоперничать с глобальной идеей Берни по адаптации серии под олимпийскую систему: он предложил определять победителя сезона не по заработанным баллам, а по числу выигранных Гран-при.

Экклстоун собирался внедрить новую систему в 2009-м, но у него не получилось: в противном случае интрига быстро умерла бы после стартовой победной серии Дженсона Баттона. С тех пор инициативу похоронили.

Установка стен у поворотов

Фанаты любят опасность и аварии. С другой стороны, широкие заасфальтированные зоны возвращения на трек больше не карают за малейшую ошибку, а машины стали почти абсолютно безопасными, чем снизили степень риска в гонках до минимума. Потому Берни решил повысить ставки — перед Гран-при Мексики 2016 года он предложил установить бетонные стены в 40 сантиметрах от каждого поворота на всех трассах. Новая система поразила всех безжалостностью, поскольку абсолютно любая ошибка заканчивалась бы аварией — и специалисты по безопасности зарезали идею на корню.

Нарочные крайности

Многие стремления Экклстоуна вроде медальной системы или квалификации навылет в самом деле были прихотями без особой необходимости, но часто его идеи просто служили политическим стимулом для выработки более качественного решения какой-либо проблемы. Например, предложение о квалификационной жеребьевке привело к введению самого удачного формата в истории, а отказ от срезок трассы привел к довольно здравой системе DRS. Берни тонко чувствовал моменты, когда «Формулу-1» и участников чемпионата надо было подстегивать и заставлять думать – британец виртуозно шевелил гоночное болото и заставлял конкурентов объединяться в поисках компромисса. Нынешние владельцы коммерческих прав на серию из Liberty Media выбрали другой подход и пытаются договориться со всеми сразу, заводя во все больший тупик обсуждения нового регламента – возможно, им бы не помешало немного дипломатического искусства Экклстоуна.

В «Формуле-1» изменили правила начисления очков. Теперь вознаградят обладателей лучших кругов

Новые болиды «Формулы-1» станут еще агрессивнее. Их проектируют под обгоны

В «Формуле-1» скрывают подробности новых правил. Боятся ухода «Мерседеса» и «Феррари»

Источник: de.motorsport.com

Фото: Gettyimages.ru/Vladimir Rys, Clive Rose, Mark Thompson, Pascal Rondeau; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com

Автор

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.