10 самых дорогих дорог России

Статья о самых дорогих дорогах России: топ-10 самых «золотых» трасс, стоимость строительства 1 км дороги, интересные факты. В конце статьи — видео о российских дорогах.

Содержание статьи:

    Как рассчитывается стоимость дорог
    Какие факторы влияют на стоимость дорог в России
    Самые «денежные» дороги РФ
    Видео о российских дорогах

«Нам любые дороги дороги» — прекрасная строчка из песни к мультфильму «Бременские музыканты», гениальная игра слов… но, как выясняется, одни дороги дороги, а другие – дороже.

Строительство дорог – дело востребованное и отнюдь не дешёвое. Современная дорога – это не просто дорожное покрытие, но и освещение, переходы для пешеходов, развязки и съезды – целая инфраструктура инженерных сооружений. И при всём стремлении сэкономить на строительстве, обойтись малыми вложениями получается далеко не всегда…

Как рассчитывается стоимость дорог

Стоимость современной автомобильной дороги зависит от целого ряда факторов. В расчете участвуют такие составляющие как:

    рельеф местности;
    плотность застройки в районе, где будет проложена дорога;
    разрешённая скорость движения;
    климат местности, где ведётся строительство;
    поперечный и продольный профиль дороги, необходимые земляные работы;
    вид основания дороги;
    расчетная нагрузка на готовое дорожное полотно.

Цены существенно колеблются не только от страны к стране, но и в пределах одного государства. Что же касается России, то её протяжённость и разнообразие климатических и геодезических условий тем более делает разброс цен на возведение дорог очень широким.

Дороги бывают разными по количеству полос и сложности инфраструктуры. В мировой практике при строительстве принято оперировать двумя подходами к оценке стоимости дороги:

    цена 1 км одной полосы с учетом расходов на эстакады и развязки;
    цена 1 км 4-х полосной дороги (по 2 полосы в каждом направлении).

В пересчёте на американские доллары дороги Канады и США обходятся в среднем около 6 млн. долларов за одну милю одной полосы. В Европе цены выше – около 7 млн. долларов. Но средняя цена – не показатель: есть трассы очень и очень дорогие.

Какие факторы влияют на стоимость дорог в России

В России сложность строительства дорог вызвана особенностями климата, необходимостью обеспечить большую высоту слоёв основания и дополнительных слоёв, которые должны обеспечить устойчивость дорог к морозам.

Большую сумму составляют расходы на доставку строительных материалов: далеко не везде есть песчаные и щебневые карьеры.

Если строительство планируется осуществлять в густонаселённом районе, возникает необходимость переноса коммуникаций, проходящих по территории будущей автомагистрали. Все строения, которые оказываются на этой территории, должны быть выкуплены у собственников, что также обходится недёшево. По данным Института транспорта, такие расходы составляют от 5 до 55 процентов всей стоимости дороги – в зависимости от плотности застройки в конкретном районе.

К слову сказать, во всём мире практикуется спекулятивная продажа участков, по которым должна пройти дорога: зная, что в данном месте будет проложено дорожное полотно, люди покупают участки с тем, чтобы потом продать их государству втридорога.
В США работа по резервированию местности под дороги ведётся планово и заранее; в России такая практика пока внове, выкуп идёт «по факту», что, естественно, существенно повышает расходы.

По сравнению с зарубежными стандартами, российские дороги в среднем рассчитаны на более высокую скорость проходящих по ним автомобилей: до 150 км/ч. Для сравнения: в США и в Азии средний скоростной рубеж на 30 км/ч меньше.

И наконец, российские дороги шире: одна российская дорожная полоса составляет 3,75 м, а зарубежная – 3,5 м. Обочины на иностранных дорогах строятся шириной от 2 метров, а у нас ширина обочины должна быть не менее ширины дорожной полосы.

Все эти факторы приводят к тому, что стоимость автодорог России, мягко говоря, недешёвая. Какие же трассы у нас занимают пьедестал дорогостоящих дорог?

Самые «денежные» дороги РФ

1. Кемерово – Новокузнецк

Сибирская скоростная трасса со скоростным «потолком» в 130 км/ч. Строится трасса в три этапа, начиная с 2005 года. Третий этап начали возводить в 2014 году и планируют завершить к 2020-му.

Именно стоимость этого, последнего участка дороги, позволила трассе занять место в десятке самых дорогих дорог России: 8,5 миллиардов рублей за неполные 18 км, что в пересчёте за 1 км составляет 30 миллионов долларов США.

2. Южный объезд Калуги

Эта трасса проходит по маршруту Калуга-Тула-Рязань. Длина её составляет 21 км, трасса соединяет Киевское и Тульское шоссе на участке Анненки-Секиотово.

Дорога позволяет вывести из города транзитный поток и тем самым разгрузить остальные дороги населённого пункта. Стоимость проекта Южного объезда Калуги – 11,5 миллиарда рублей.

Проект включает в себя мост через реку Оку, три развязки, восемь новых путепроводов и реконструкцию существующих на момент строительства транспортных развязок. Один километр объездной дороги обошёлся бюджету в 34 миллиона долларов.

3. Шоссе «Балтия»

На фото: шоссе Балтия: чистка дороги
Федеральная трасса «Балтия», или Новорижское шоссе следует из Москвы через Волоколамск до латвийской границы, составляя часть европейской трассы Е22.

В 2010 году была начата рассчитанная на пять лет реконструкция дорожного полотна трассы с увеличением количества дорожных полос, чтобы разгрузить дорогу и повысить её пропускную способность.

Общая стоимость реконструкционных работ была заявлена в размере 33 млрд. рублей. Соответственно, один километр дороги обошёлся в 43 миллиона долларов. Данная цифра сопоставима со стоимостью горной дороги в Швейцарии.

4. Трасса М11

На фото: трасса М11 в процессе строительства
Эта автострада соединяет Москву с Санкт-Петербургом. 51 миллион долларов за километр – цифра впечатляющая. Семьсот километров дороги, что называется, «влетают в копеечку».

Целью прокладки трассы стала разгрузка трафика через Вышний Волочок и Химки.

Интересной особенностью строительства трассы стал тот факт, что оно финансируется не только государством, но и представителями местного частного бизнеса: предприниматели, которые изъявили желание в дальнейшем работать на примыкающей к автотрассе территории, финансировали часть дорожных работ.

С одной стороны, это позволило им получить бронь выгодного для эксплуатации участка под коммерческую деятельность, с другой – дало возможность государству сэкономить бюджетные средства.

5. Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД)

Автострада длиной в 520 км на расстоянии 50 км от МКАДа. Сейчас стоимость километра дороги объявлена равной 62 миллионам долларов.

Изначально в бюджет закладывалась сумма на строительство в 300 млрд. рублей. Но, похоже, до тех пор, пока стройка не будет окончательно завершена, эта сумма ещё вырастет, и Центральная кольцевая может потеснить в этом рейтинге другие дороги России.

6. Дмитровское шоссе

И снова – не строительство, а реконструкция. 67 миллионов долларов США за один километр реконструированного Дмитровского шоссе – цена, сопоставимая, например, с о стоимостью километра китайской трассы Changde-Jishou (70 млн. долларов). Общие затраты на работы – 28 миллиардов рублей.

7. Третье транспортное кольцо Москвы

Восьмиполосная магистраль длиной в 36 км включает в себя 19 эстакад, 17 развязок, тоннели общей длиной около 5 км. Инфраструктура дороги достаточно насыщенная, отсюда и высокая стоимость одного километра дорожных работ: 117 миллионов долларов США.

Такая стоимость километра дороги в точности повторяет цену за километр строительства Бостонской трассы в США.

8. Адлер – Красная поляна

48-километровая трасса – одна из самых дорогостоящих в Российской Федерации: 140 миллионов долларов за километр.

Злые языки в прессе говорили, что с тем же успехом все 48 километров можно было выложить пятисантиметровым слоем норковых шуб.
Впрочем, эта дорога не только выполняет своё прямое предназначение, но и изначально была рассчитана на то, чтобы демонстрировать статусность страны гостям Сочинской Олимпиады. Остаётся лишь надеяться, что эта цель была достигнута.

9. ЗСД Спб

Под этой интригующей аббревиатурой скрывается Западный Скоростной Диаметр Санкт-Петербурга. Магистраль – одна из самых сложных автодорожных проектов в мире, учитывая все нюансы геодезической ситуации в этой регионе. 1 км полотна обошёлся в 150 миллионов долларов.

При всей своей сложности, ЗСД СПб построен достаточно экономно. Стоит лишь упомянуть, что такая автострада, как Alaskan Way в США обошлась стране в 15 раз дороже.

Конечно, Аляска – не Санкт-Петербург, но сложность строительства здесь не ниже: болотистые местности, плавуны, климатические особенности потребовали от автодорожников и проектировщиков максимальной отдачи.

10. Четвёртое транспортное кольцо Москвы

Речь идёт о фрагменте длиной в 4 км между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе. 34 миллиарда рублей за 4 километра трассы – цифра впечатляющая: 716 миллионов долларов за каждый из четырёх километров!

Пожалуй, эти четыре километра вызывают больше всего вопросов у тех, кто интересуется стоимостью отечественных дорог. Одна надежда – что затрачены средства позволят существенно разгрузить автомобильный трафик и снизит уровень дорожных пробок. В противном случае останется признать, что дорога получилась, как золотой кирпич: дорого и бесполезно.

Заключение

Дорогие дорожные работы – не самой страшное, если у страны есть средства для прокладки автомагистралей. Главную оценку дорог, приведённых в данном рейтинге, сможет сделать только время — если деньги, пусть и очень большие, потрачены, что называется, с умом, а не спущены на сомнительные инженерные решения, такие дороги на много лет вперёд обеспечат нормальный автомобильный трафик. В противном же случае останется лишь сожалеть о бездарно растраченных миллионах.

Видео о российских дорогах:

Источник: fastmb.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.